Эссе о прочитанной книге КЭНДЗИРО ХАЙТАНИ «ВЗГЛЯД КРОЛИКА»

22

Учителя математики КГУ «Основная школа
№20 станции Железорудная»
акимата города Рудного
Дерхо А.С.

Книга начинается с рассказа о необычном мальчике Тэцудзо тян и его классном руководителе Котани сэнсей. В этих строках мне даже показалось, что речь идет не Котани сэнсей, а обо мне потому, что я как и классная руководительница Тэцудзо, молоденькая Фуми Котани, совсем недавно вышла замуж — со дня ее свадьбы прошло всего десять дней, только-только окончила университет и чувствовала себя в школе не больно-то уверенно…

С первой главы книги мне стало понятно, что молодой учительнице придется в этой школе не легко, ведь Тэцудзо тян был не только забитым и необычным ребенком, но при этом еще и очень агрессивным… В первые же дни работы Котани произошел из ряда вон выходящий случай. Тэцудзо тян увидев лягушку, в руках одноклассника набросился на него, расцарапал ему все лицо, а затем раздавил лягушку. Котани сэнсей тоже досталось, разнимая мальчишек, она тоже осталась искусана и исцарапана маленьким хулиганом. Администрация школы очень жестоко обошлась с Тэцудзо, применив к нему рукоприкладство, но молодая учительница, несмотря на полученный ущерб, считала такие меры неправильными и понимала, что в этой ситуации все не так просто. И она была права… На самом деле одноклассник Тэцудзо скормил своей лягушке мух, которых как оказывается очень любил и разводил Тэцудзо и конечно он не мог простить этого и увидев банку, в которой жили мухи очень разозлился и устроил переполох в классе. Конечно эта ситуация навела учительницу на мысль бросить школу, но никто не собирался ее так просто отпускать… Эта ситуация научила меня не делать поспешные выводы, ведь не всегда в ситуации можно разобраться с первого взгляда.

После этого случая Котани сэнсей нашла в себе силы, чтобы не озлобиться на Тэцудзо, а наоборот, узнав о его увлечении мухами, она стала использовать это с целью обучения мальчика грамоте и письму. Она не жалея своего собственного времени, принося непоправимый ущерб своей семье ходила к Тэцудзо каждый день домой, чтобы позаниматься с ним. И благодаря своему упорству добилась результатов, мальчик научился писать, и однажды даже сказал несколько таких долгожданных слов своей учительнице. Кроме того, эксперименты проводимые учительницей и Тэцудзо, однажды помогли целому заводу справиться с проблемой нашествия мух и в одночасье мальчик-дикарь, стал мальчиком-звездой школы. Ну а самой большой наградой для учительницы стали строки из сочинения Тэцудзо, в которых он несвязно, но так душевно смог написать слова любви к Котани сэнсей. Молодая учительница смогла найти подход к мальчику и помочь ему в адаптации и социализации.

Кроме Тэцудзо Котани сэнсей в свой класс осмелилась взять девочку, которая нуждалась в особенном обучении, она бегала по классу, мешала ребятам и учебному процессу в целом. Родители детей даже приходили с требованиями отчислить девочку из школы, но Котани сэнсей отстаивала ее права и смогла организовать учебный процесс таким образом, чтобы девочка не мешала другим, а дежурные дети следили за ней, чтобы с ней ничего не произошло. Очень трогательным моментом было прощание детей с девочкой, когда ее переводили в специализированную школу. Все ребята очень расстроились и долго вспоминали девочку. Учительница смогла научить детей толерантности и гуманизму, подарив при этом необычной девочке минуты счастья.

Котани сэнсей среди учителей нашла единомышленников Адачи сэнсей и других, которые готовы были прийти на помощь детям, если даже при этом им приходилось поработать старьевщиками, раздавать листовки и даже объявлять голодовку. Все это заслуживает большого уважения и на мой взгляд нам многому нужно у них поучиться.

Вместе с героиней Котани сэнсей, я переживала за каждого ребенка, за каждую ситуацию, в которую она попадала, в каких то моментах я ее полностью понимала, в чем-то была не согласна, а иногда, даже задумывалась о том, смогла бы я поступить так же, как она, справилась бы я с такими проблемами или нет? И часто не могла найти ответа на этот вопрос… Но также прочитав эту книгу я многое смогла переосмыслить и сделать для себя определенные выводы по своей педагогической деятельности.

Прочитав книгу «Взгляд кролика» я поняла, что многое зависит от нас педагогов, ведь мы не только даем детям знания, но и формируем очень важные человеческие качества и мировоззрение детей. Но не каждый может так же самоотверженно как Котани сэнсей, посвятить свою жизнь детям и только детям…

An essay by reading book “Look of a rabbit”
by Kenjiro Haitani

The rabbit’s look is a book in which there is no word about a rabbit. Its name refers to the Japanese saying “You don’t have to be a Buddha to look into a rabbit’s eyes and see the world through its eyes.

A young teacher goes to school after finishing the university, she doesn’t know how to communicate with children, she doesn’t understand that children are nightmarish, and this lack of understanding gives her the strength to fight with injustice and cruelty.

Kenjiro Haitian looks into the eyes of children and sees don’t magical world of anime, but an ordinary Japanese school, in which both children and adults find it very difficult to understand each other. But they are trying.