Программа социально-психологической службы в школе

214

Пояснительная записка.

Социально — психологическая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально — психологическая помощь детям, родителям, учителям. Проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации.

В ходе социально — психологической работы с педагогами, учащимися и их семьям важно достичь понимания и принятия друг друга. Для ребенка реальны: семья, школа (коллектив формально определенных сверстников), двор (неформальный коллектив сверстников, который он выбрал сам).

В социальном смысле среда обитания ребенка определена достаточно ясно: родитель — ребенок — учитель.

Данная программа предусматривает оказание помощи учащемуся при одновременной работе с родителями, детьми и педагогами.

Объектом работы социального педагога и психолога является каждый учащийся школы и особое место занимает социально дезадаптированный ребенок и подросток, для которого значимыми могут быть только конструктивные контакты со взрослыми, контакты — адекватные и взаимные. Поэтому в работе с детьми необходимо убедить их, что действительно важно понимание их мотивов и проблем, только тогда можно говорить о результативной деятельности.

Цель работы социально — психологической службы:

Содействие социально — психологическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности личности ребенка.

Задачи:

  • 1.создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;

  • 2.выявить индивидуальные качества личности ребенка;

  • 3.оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем.

Структура работы службы:

 

Директор школы – общее руководство по реализации программы.

 

Зам. директора по учебно-воспитательной работе – создание воспитательно-образовательной среды для учащихся (малые педсовет,методсоветы, психолого- педагогический консилиум и др.). Организует работу по обучению педагогического коллектива работе с «трудными» учащимися в ходе учебно-воспитательного процесса. Анализирует общую ориентированность работы в данном направлении, определяет её перспективы.

 

Зам. директора по воспитательной работе – создание воспитательной среды и привлечение учащихся к внеклассной работе. Организует работу по обучению педагогического коллектива работе с «трудными» учащимися в ходе воспитательного процесса.

 

Психолог – пропагандирует психологические знания об особенностях развития «трудных» учащихся и факторов, способствующих их неблагополучию, а также способов их педагогической коррекции. Проводит диагностическую, консультативную и коррекционно-развивающую работу.

 

Социальный педагог – изучает социальную микросреду, в которой находятся дети, требующие особого внимания и неблагополучных семей (работа с семьёй), ведёт строгий учет и контроль за разными категориями «трудных» детей, досуг детей вне школы. Работает с неблагополучными семьями совместно с классными руководителем и индивидуально с «трудными» детьми с целью коррекции их поведения. Проводит профилактическую работу. Осуществляет связь с городскими организациями социальной защиты, правоохранительными органами.

 

Классный руководитель – изучение личности учащихся, умение составлять личную характеристику и диагностическую карту. Классный руководитель должен владеть определёнными методиками, учитывать в работе возрастные особенности, создавать в коллективе комфортную обстановку через активную общественную деятельность учащихся, способствовать развитию и воспитанию зрелой личности.

 

Педагоги-предметники – создание на уроках через грамотное методическое преподавание, использование приёмов активизации познавательных процессов и дифференцированный подход адекватной среды для обучения «трудных» учащихся, умение грамотно общаться с ними.

 

Руководители МО – организация в методическом объединении работы по подбору материала и созданию методической базы для детей, имеющих трудности в обучении и развитии.

Функции службы:

  1. Изучает ребенка, его состояние, отношения в семье, в школе, с группой, во дворе, его состояние в стадии конфликта

  2. Оказывает помощь ребенку, попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.

  3. Анализирует состояние социально — психологического воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.

  4. Направляет деятельность учащегося на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки.

  5. Координирует и объединяет работу различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка, имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.

  6. Охраняет и защищает личность, ее права, интересы ит.д.

  7. Создает условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся.

  8. Организует социально — психологическую и правовую консультацию для учащихся, педагогов, родителей.

  9. Решает конфликтные ситуации между учащимися, педагогами, родителями.

  10. Способствует здоровому образу жизни коллектива и каждого его члена.

Принципы работы службы:

  • доступность — возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней;

  • своевременность — включение в работу службы на самых ранних стадиях;

  • индивидуализация — индивидуальный подход, где следует учитывать: уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение;

  • комплексность — психологическое изучение личности и коррекция, подъем образовательного уровня, восстановление социального статуса;

  • эффективность — ближайшая, отдаленная, восстановление личности ребенка и активное включение в жизнь;

  • преемственность — единая программа, этапность, непрерывность, обратная связь;

  • многофункциональность — выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности членов коллектива школы;

  • интеграция — полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов;

  • оперативность — быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий в коллективе школы, у данной личности;

  • репрезентативность — представительство во всех социальных группах учащихся и учет их интересов;

  • адаптация — ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.

Методы работы:

    1. Наблюдение;

    2. Психологические и педагогические методики;

    3. Психолого-педагогический анализ;

    4. Социально-психологические методы.

Этапы реализации программы работы службы.

      I этап – 2017 – 2018 учебный год.

      II этап – 2018 – 2019 учебный год.

      III этап – 2019 – 2020 учебный год– анализ и обобщение результатов. Разработка программы дальнейшей работы.

Планируемый результат:

1. Повысить социально — психологическую устойчивость обучающихся в сферах межличностного, школьного и семейного общения.

2. Смотивировать интересы обучающихся к образовательному процессу.

3. Быть способными к переменам, не замыкаясь в себе и стремиться к разнообразию контактов с окружающими людьми.