Памятка родителям! «Причины школьной дезадаптации первоклассника».

221

Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, обостряться хронические заболевания. Значительная часть детей (50-60 %) адаптируются в течение первых двух-трех месяцев обучения. Другим детям (примерно 30 %) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. В каждом классе есть примерно 15 % ребят, у которых к трудностям в учебной работе прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Они отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу.

Успешность и безболезненность адаптации ребенка к школе связаны с его психологической и физиологической готовностью к началу систематического обучения.

Существует ряд причин, вызывающих у младшего школьника трудности адаптации к обучению:

  • Несформированность «внутренней позиции школьника» — представляет собой сочетание познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми. О «внутренней позиции школьника» можно говорить тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не просто посещать школу. У половины детей, поступающих в школу, эта позиция еще не сформирована. Особенно актуальна данная проблема для шестилеток.
  • Слабое развитие произвольности – одна из основных причин неуспеваемости в первом классе. У ребенка должны быть сформированы: умение сознательно подчинять свои действия правилу; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умение самостоятельно выполнить задание по зрительному образцу.
  • Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации.
  • Вынужденное подчинение новым правилам школьной

жизни – приводит к повышению психологического напряжения.

  • Общение с учителем.
  • Недостаточная развитая способность к взаимодействию с другими детьми – обычно трудности в общении со сверстниками возникают у детей, не посещавших детский сад, единственных в семье.
  • Завышенные требования со стороны родителей — нормальные средние успехи ребенка воспринимаются родителями как неудача. Реальные достижения не учитываются или оцениваются низко. В результате у ребенка растет тревожность, формируется мотивация избегания неудач и низкая самооценка. Часто родители, пытаясь преодолеть трудности, добиться лучших (с их точки зрения) результатов, увеличивают нагрузки, устраивают ежедневные дополнительные занятия, заставляют по нескольку раз переписывать задания. Это приводит к еще большему торможению развития.
  • Состояние здоровья и уровень физиологического развития – организм должен быть функционально готов, чтобы адекватно реагировать на воздействия внешней среды.

*Трудности возникают у соматически ослабленных детей (стоящих на учете у разных специалистов), детей с синдромом дефицита внимания (гиперактивных) (у мальчиков встречается чаще, чем у девочек), леворуких детей (характерна зеркальность письма, пропуск и перестановка букв) и детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы (это агрессивные, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные дети).

В семьях, где часто бывают конфликты между супругами, ребенок растет тревожным, неуверенным, т.к. семья не способна удовлетворить его основные потребности в безопасности и любви. Как следствие – общая неуверенность в себе автоматически переносится на школьную жизнь.

Для того, чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел безболезненно, необходимо:

оказать помощь ребенку в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли ученика,

— приучение к режиму дня и соблюдения санитарно-гигиенических норм.

Объективные критерии, характеризующие успешность адаптации первоклассников к обучению, таковы:

адекватность поведения;

вовлеченность ребенка в жизнь класса;

— проявление способности к самоконтролю, к соблюдению порядка;

— терпимое, спокойное отношение к временным неудачам;

— способность к поиску конструктивного выхода из сложных ситуаций.

*Необходимо также постоянно контролировать состояние здоровья ребенка и изменение его показателей под влиянием учебной нагрузки – это один из основных критериев, характеризующих протекание адаптации к систематическому обучению.

0 0 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии